Сайт переехал, новый адрес http://www.baranovna.ru

Старый сайт на narod.ru обновляться не будет

Точка №49 – Marseille (Марсель)

 

Полезные ссылки: официальный сайт города, официальный сайт офиса по туризму

 

Приезд в Марсель и поиск отеля
Taxi Marseille

Basilique Notre-Dame de la Garde

Ситуация с машиной
Краткий экскурс в историю города
Что посмотреть в Марселе
Немного о буайбесе

 

Я не сторонник фоновой музыки на страницах. Но про Марсель на мой взгляд лучше читать под музыку, такую чисто марсельскую музыку. Читатель, я настоятельно тебе рекомендую нажать сюда и под это читать раздел про Марсель.

 

Приезд в Марсель и поиск отеля

 

Итак, распрощавшись с Арлем, городом «Ронина», наш путь лежал в Ниццу, конечную точку нашего путешествия. Но у нас оставалась одна свободная ночь. И не было никакого сомнения в том, где мы хотим ее провести. Кончено же в городе, который неразрывно связан с другим фильмом. Точнее даже тремя фильмами. Вы уже догадались... Да, речь идет о родном городе Бессоновской трилогии «Такси» - Марселе. Впрочем, пока я тут неторопливо отчет пописывал, старина Люк успел уже 4-й фильм снять... Мне б его плодовитость...

 

Мы уже были в Марселе в 2002 году, нас тогда поразил вечерний вид на город от храма, расположенного на самом верху, Notre Dame de la Garde. В этот раз у нас была с собой и неплохая цифровая техника, и штативы, и, самое главное, желание еще раз посмотреть на город сверху и поесть в старом порту буайбес – традиционную еду марсельских моряков.

 

От Арля до Марселя чуть меньше 100 км, которые мы проскочили очень быстро. С желанием снять отель где-то более-менее в центре города (в 2002м мы останавливались в Ибисе около вокзала Сент-Чарльз), мы выехали на одну из центральных магистралей города – Boulevard dAthenes – и стали осматривать наличествующие отели.

 

Еще в прошлое наше посещение города у нас от него возникло очень странное ощущение. Знаете, как в американском кино показывают, когда вдоль улицы стоят, сидят на корточках или просто находятся нигеры в массовом количестве. Вот ровно это мы и увидели 3 года назад в Марселе. Назвать этот город «гетто» было тогда не корректно. В этот же раз у нас было полное ощущение, что мы оказались то ли в Гарлеме, то ли в самом центре Черкизовского рынка. Большая часть города – это полнейший гадюшник. Отели, которые смотрели ребята, пока я с включенной аварийкой ждал их в машине, были… ну как бы это сказать… слово «бомжатник» и даже прямые ассоциации с пьесой Горького "На Дне" не до конца передают их атмосферу: висящие клочья обоев, кучки чего-то неизвестного по углам, вызывающие желание так и оставить это неизвестным, хромоногие диваны о трёх ногах, двери в туалет, заботливо прислонённые к стене рядом, и персонал, не знающий слова "френд", но понимающий "амигос" . Обследовав огромное количество отелей, мы поняли, что найти здесь что-то в центре города, неподалеку от старого порта, практически нереально. Более-менее приличные отели заполнены полностью, места есть только в откровенных бомжатниках. После 3 часов поиска (как же на этот поиск жалко время тратить!) мы, наконец, нашли отель поблизости с новым портом. Надо ли говорить о том, что это был так себе отель. Но уж лучше такой, чем никакой.

 

Пока мы искали отель, с нами произошла забавная сцена. Стою я с аварийкой там, где остановка запрещена, а ребята обходят близлежащие отели. Метрах в 100 перед нами двое полицейских что-то выясняют у водителя машины. Ребята ходят минут 20 и подходят к машине одновременно с освободившимися полицейскими… Последние пытаются понять кто мы, откуда и почему, собственно говоря, нарушаем. Серега показывает на свой живот, говорит, что были проблемы и он буквально на 5 минут отходил в туалет. Полицейский смотрит на часы и произносит сакраментальную фразу «ну, положим, не 5, а 19… кстати, а куда вы направляетесь?».

 

Серега на экране компьютера нашел первый попавшийся отель, который был прямо по ходу нашего движения. Полицейские не поняли, что у нас компьютерная навигация, и долго объясняли нам, как к нему проехать. На их вопрос «поняли?» Серега зачем то тыкнул пальцем в экран и они стали объяснять нам это заново. Пришлось мне сказать, «ok, thank you very much!» и включив поворотник, быстро срулить от этих надоедливых полицейских.

 

Но сама ситуация показывает превосходство охарактеризованного мною как «почти гетто» города над якобы цивилизованной Москвой. В Москве бы иностранца в подобной ситуации не только не поняли бы (много вы видели ГАИшников, сносно общающихся на английском?), но и мгновенно развели бы на 100-200 евро.

 

Остановившись в отеле, нам надо было куда-то поставить машину. После заселения в отель мы попытались поставить машину в гараж, рекомендованный мужиком с ресепшена, но так его и не нашли. Где-то в районе указанного мужиком гаража мы нашли... гараж, но въезд туда был только по специальным магнитным (или чиповым?) карточкам. Мы позвонили в звонок, но к нам никто не вышел. Зато бегающие рядом маленькие 4-7 летние негритята оказались вполне доброжелательными: они даже не стали наставлять на нас стволы, просто на пальцах объяснили нам, что "есть карточка - вставляешь и ворота открываются. Нет карточки - нечего вставлять. А раз у вас нет карточки, то давайте уезжайте отсюда". Ну несколько раз нам повторять не пришлось. В результате мы поставили машину на подземную стоянку около старого порта, т.е. примерно в километре от отеля.

 

Taxi Marseille

 

В результате, пока мы нашли сначала отель, а потом парковку, стало смеркаться. А нам очень хотелось оказаться наверху у храма в самый правильный момент – на закате. Тащиться от отеля туда наверх пешком – это часа два. Выход один – такси. Зайдя в отель я прошу мужика на ресепшне вызвать нам такси. Мужик начинает объяснять, что номер такси такой то, а можно еще туда позвонить… Я не выдерживаю, и рявкаю ему буквально следующее: «Вы не поняли? Мне не нужен телефон, мне нужно такси! Быстро!». Мужик начинает соображать и буквально через 5 минут его вежливый, почти извиняющийся голос сообщает нам о том, что мы можем спускаться. Берем с собой несколько бутылок вина и сыр и спускаемся вниз.

 

На улице нас ждет старенький Мерседес в 124 кузове. Ну на таком фрицы в «Такси-1» банки грабили… Я весь в  предвкушении того, что сейчас, как в фильме, визжа покрышками и проходя повороты в управляемом заносе мы домчимся до смотровой площадки, сажусь в машину. Водитель – родной белый француз лет 55 ни слова не понимает по-английски. Произношу «Нотр Дам де ля Гард» и он кивает, понял, дескать, и со скоростью километров 30 в час при почти пустой дороге неторопливо так выруливает мимо нового порта на набережную и останавливается на светофоре.

 

Зажигается зеленый сигнал и…нет, не угадали, мы не срываемся с места, а медленно и печально на скорости 40-45 км/ч едем. Дорога достаточно длинная, со множеством светофоров и перекрестков на пути. И только через некоторое время я понимаю, что мы все светофоры проходим на зеленый, не тормозя и не ускоряясь. Это вам, извините, не Ленинский проспект в Москве, где зеленая волна настроена на 60 км/ч – поставил руль прямо и едешь себе. Здесь множество поворотов и перекрестков. И ни на одном из них мы не попали на красный сигнал. Вот только тогда я понял, в чем заключается настоящее мастерство таксиста – отнюдь не в том, чтобы сжечь побольше резины, бензина и тормозных колодок. Стоила поездка порядка 14 евро, когда я дал 20 и сказал, что сдачи не надо, таксист настолько расчувствовался, что предложил подождать нас, сколько бы мы тут не находились.

 

"Спасибо, не нужно",- сказали мы, продемонстрировав фотоаппарат, штатив, вино и сыр,- "мы здесь надолго". Таксист понимающе улыбнулся и уехал.

 

Basilique Notre-Dame de la Garde  Basilique Notre-Dame de la Garde  Basilique Notre-Dame de la Garde  Basilique Notre-Dame de la Garde  Basilique Notre-Dame de la Garde 

 

И вот мы на этом потрясающем месте. Именно здесь, в «Такси-3» друзья курили траву и остались до утра. Отмечу, что траву здесь курят не только в кино. На парковке было много машин, из одной негромко по российским меркам, по французским – громко – раздавалась какая-то амбиентная музыка, под которую времяпровождение наше было выше всяких похвал. Ну посудите сами: потрясающий вечерний вид на город, закат, вино, сыр, неторопливые разговоры, приглушенная спокойная музыка. Это стоило того, чтобы приехать в Марсель!

 

ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель

 

Проведя так часа два, мы решили двинуться в обратный путь. Дорога вниз к старому порту знакома нам еще с 2002 года. И вот мы внизу, у воды. Вечером это очень красивое место, свет фонарей отражается от воды и зрелище получается просто волшебным. Судите сами по фотографиям. Вокруг порта множество ресторанов. Но… как и в прошлый раз к 11 вечера все они оказались уже закрыты. Так что буайбес прошел мимо нас. Но мы не особо сильно расстроились, и обойдя вокруг порта и вдоволь нафотографировав, отправились спать в отель. Стоит ли говорить, что после столько хорошо проведенного дня мы спали, как убитые.

 

старый порт и Basilique Notre-Dame de la Garde  Basilique Notre-Dame de la Garde  rue La Canebiere  старый порт  старый порт, форт Сен-Николя  старый порт  старый порт

 

Утро следующего дня началось с завтрака и похода за машиной. Но перед этим, выглянув в окно отеля, выходящего во внутренний двор, мы увидели чрезвычайно колоритную картину. Самый близкие ассоциации - Неаполь.

 

   

 

В старом порту у нас получились неплохие кадры выпитых вчера бутылок вина на фоне мачт и форта, охраняющего старый порт.

 

  вид на Нотр-Дам де ля Гарде  форт Бас Сен-Николя      Серега

 

Basilique Notre-Dame de la Garde

 

Взяв машину и погрузив в нее свои вещи, мы поехали наверх, туда, где мы были вчера, чтобы посетить церковь, возвышающуюся над городом, базилику Нотр-Дам де ля Гард. Находится она на высоте 162 м, возведена в 1860 г. в неовизантийском стиле как базилика Богоматери-защитницы моряков, рыбаков и прочих путешественников. История базилики отсчитывается с XIII века, когда здесь была сооружена маленькая часовня. Позже, при Франциске I, на вершине холма был построен форт, а часовня была перестроена. И только в XIX веке холм этот у Министерства обороны выкупила церковь и была построена та базилика, которую мы видим сегодня. Ее колокольню венчает 10-метровая статуя Богоматери, считающейся покровительницей Марселя, а особенно моряков. Они называют ее Мать-заступница и в благодарность за спасенную жизнь и избавление от болезней приносят в дар ей макеты кораблей. Эти приношения происходят до сих пор и коллекция этих приношения потрясает не меньше, чем и интерьеры базилики. Так как мы себя считаем немножко путешественниками, то Богоматерь и наша покровительница тоже. Как только мы это осознали, нам сразу стало понятно, почему во всем Марселе нас больше всего привлекает именно это место. Кстати, внутри базилики на каком-то из нижних уровней есть кафе, где можно выпить ароматного кофе со вкусными булочками. Такой подход достоин всяческих похвал!

 

            Вид на Марсель и остров Иф                         

 

 

Ситуация с машиной

 

И вот, посетив базилику и запечатлев дневную панораму города, мы собираемся заехать в район старого порта и двигаться дальше. Серега увлеченно фотографирует отражения базилики в стекле задней двери нашей машины, не подозревая, что это последние фотографии нашей машины – Renault Espace. Спускаясь вниз по узким и крутым улицам на одной из них мы упираемся в огромный туристический автобус, который несмотря на знаки, запрещающие движение грузового транспорта по rue Fort-du-Sanctuaire, пытается данным путем добраться до вершины горы. Говорить о том, что улица очень узка и заставлена автомашинами, думаю излишне. Чтобы разъехаться нужно пятиться или автобусу вниз, или мне наверх. Автобус не может дать назад, и это приходится делать мне. Чтобы разъехаться на счет идут буквально миллиметры и прохожие с интересом наблюдают, чем это кончится. А кончилось это тем, что мне удается отъехав метров 50 задним ходом (не только мне, но и всем машинам, которые были сзади меня) разъехаться с автобусом на очередном повороте с запасом пространства около 5 миллиметров. Жертвой этих маневров пало сцепление. Оно явно было подпалено до меня, и тут не выдержало. В результате, все что я смог сделать после разъезда с автобусом, это скатиться со множеством поворотов на гораздо более широкий Boulevard Vauban и остановится в первом попавшемся месте, где бы меня смог объехать транспорт.

 

последние кадры с нашим Эспасом  последние кадры с нашим Эспасом  последние кадры с нашим Эспасом

 

Почему я так уверенно говорю названия улиц? Спасибо Microsoft Autoroute 2005, который позволял сохранять треки поездки. Ну а дальше все просто: звонок на хотлайн в Херц, объяснение, что у нас с машиной "кирдык", называние адреса нашего местоположения и ожидание эвакуатора.

 

Надо отдать должно Hertz’у: то ли благодаря наличию у меня золотой карты Hertz #1 Club Gold, то ли просто по какому-то из внутреннему циркуляру, они зачем-то попытались найти у себя человека, который бы говорил по-русски. Это, конечно, было приятно, но попытки объясниться с этим человеком убедили нас, что наш английский на два порядка лучше его русского, и все дальнейшие переговоры велись на английском. Минут через 30 подъехал эвакуатор, водитель эвакуатора, техник по совместительству, понюхав машину, констатировал смерть сцепления. Ну мы это знали и без него. Он затянул машину на эвакуатор и предложил одному или двоим проехать с ним в кабине, а остальным подождать. Поехали с ним мы с Серегой, направив оставшихся троих членов нашего экипажа гулять и наслаждаться видами города, и пообещав им позже позвонить и прояснить ситуацию.

 

Мужик, водитель эвакуатора, был чрезвычайно компанейским и обаятельным человеком, внешне он даже чем то напоминал Жан Поля Бельмондо. Английского он не знал, русского, естественно, тоже… Но объясняясь почти что на пальцах он поведал нам, что Россия – это хорошая страна, и какая-то из его бабушек была русской. Дальнейшую историю его семьи мы осознать не смогли по причине полного отсутствия познаний во французском, но мужик был искренне рад встрече с земляками его бабушки. Остановившись на одном из светофоров и поняв, что наш ноутбук остался в буксируемой машине, он сам пошел за ним и принес его нам, объяснив словами и жестами типа: «держите ребята, а то сопрут еще».

 

Наше путешествие на эвакуаторе длилось примерно с полчаса и закончилось где-то в новом городе на стоянке сервиса, где наш Espace был снят с эвакуатора и поставлен на стоянку. В этот момент нам позвонил диспетчер из Херца и, поинтересовавшись сколько нас здесь человек, сказал, что сейчас приедет такси, нас туда погрузят вместе со всеми вещами и отвезут в офис Херц за новой машиной. Мы стали разгружать вещи. Надо сказать, что за поездку мы ими изрядно обросли – начиная от купленных бутылок вина и сувениров и кончая кучей проспектов и других бумажек из туристических офисов. В результате, когда мы выгрузили все-все-все из машины, получилась очень неслабая гора. Через несколько минут подъехало такси – Fiat Multipla и его водитель, увидев, что нас двое, стал сперва бурчать, что для двоих можно было машинку и поменьше. Но потом он увидел гору наших вещей. Видели бы вы его офигевший взгляд. С большим трудом мы сумели разместить вещи в машине и забраться туда вдвоем.

 

Так как в самом городе машины подходящего нам класса не было, нас повезли в аэропорт Марселя. Ну помните фильм «Такси-3» - туда отвозят Сильвестра Сталлоне. До аэропорта мы добрались где-то минут за 35 и подъехав к офису Херца попросили водителя подождать, дескать 5 минут и сейчас мы все вещи заберем.

 

Объяснив суть проблемы на стойке мы стали ждать. Минут через 15, поинтересовавшись, как наши дела, мы получили ответ, что они ждут какой-то факс… На ладно, просим водителя такси подождать еще… Еще минут через 15 получаем ответ, что факс получен и сейчас нашу проблему решают. Мы же, честно говоря, этого не видим. Видим машины на стоянке и персонал, который даже не пытается решить наш вопрос. Водитель такси нервничает, показывает на таксометр и говорит, что за время ожидания натикала изрядная сумма. Мы объясняем ему, что все будет хорошо и пусть он не волнуется.

 

Еще минут через 15 мы просим главного менеджера офиса дать нам ответ на два вопроса. Сформулированы они были так:

- Скажите, нам еще не пора разгружать багаж из такси?

- Пока нет, вашу проблему решают

- Скажите, мы правильно понимаем, что за простой такси, как всегда платит Херц?

 

Тут менеджер мгновенно соображает, что сумму за простой такси вычтут или из его зарплаты, или из премиального фонда, мгновенно перестраивается и говорит: "да-да, конечно, давайте побыстрее разгружайтесь". Вытащив наши вещи сложив их горой в самом центре павильона, мы пожелали таксисту всяческих успехов и произнесли «такси-марсель», подмигнув и подняв 1й палец. Таксист в ответ подмигнул нам и удалился.

 

Еще минут через 10 ожидания нам предложили на выбор Peugeot 807 или Opel Zafira. Получив отрицательный ответ на вопрос «можем ли мы выкинуть из Пежо два лишних кресла» мы взяли Зафиру, в которой 6 и 7е сиденье складываются, образуя ровную площадку в багажнике. Поэтому несмотря на то, что Зафира сильно меньше по размерам, чем Эспас, все наши вещи поместились в багажник без особого труда. Воткнув GPS в ноутбук и прикинув маршрут до центра Марселя, мы позвонили нашим оставшимся товарищам и сказали, что подберем их минут через 30 в центре города около старого порта. Ровно так и произошло и мы продолжили свой маршрут.

 

Специально для тех, кто любит ездить в Европу на собственной машине из России, экономя деньги на авиабилетах и аренде машины и тратя кучу времени на транзитную дорогу. Скажите, что бы вы делали в подобной ситуации? Стали бы ремонтировать машину, затратив кучу времени и очень немалые деньги? Ну-ну… У нас процедура смены машины заняла около 3,5 часов. Кроме того, так как Зафира классом ниже, чем Эспас, общий расчет стоимости рента у нас получился примерно вдвое дешевле планируемого – нам пересчитали весь срок аренды по тарифу более дешевой Зафиры.

 

  Итак, что можно сказать про Опель Зафиру первого поколения, на которой мы и ездили оставшиеся несколько дней? Машина однозначно теснее – на втором ряду сидений втроем сидеть тесно, но можно. Габариты машины существенно меньше, чем у Эспаса – это нам очень пригодилось при поездках в окрестности Ниццы. А вот с 2.0-литровым дизелем разогнать машину с полной загрузкой на трассе более 130-140 км/ч практически нереально. Эспас же шел 170-180 вообще безо всяких напрягов. Зато в плюс Зафире управляемость, если такое слово можно вообще применить к семейному вэну. Рулится Зафира гораздо лучше, чем Эспас.

 

Вот так, сменив машину, мы выехали по трассе А51 на основную дорогу Прованса и Лазурного берега – магистраль А8.

 

Вы спросите у меня: Николай, а где, позвольте, рассказ об истории города, о его достопримечательностях. Что я могу сказать? Только одно: «назвался груздем, полезай в корзинку».

 

Краткий экскурс в историю города

 

Марсель расположен на берегу Средиземного моря, а точнее Лионского залива. Город является крупнейшим портом в этом регионе. Город всем обязан морю. Начинался он в 600 г. до н.э. как греческая колония и жители его вскоре образовали и другие колонии неподалеку – в Арле, Ницце и Антибах.

 

В III-II веках до н.э. город располагался к северу от старого порта. В 123 г. до н.э. город заключает союз с Римом, который использует город в качестве плацдарма для завоевания Галлии . Во времена войны Цезаря с Помпеем город был разрушен войсками Цезаря и возродился только в X веке благодаря герцогам Прованса.

 

Торговое значение Марселя как важного транзитного порта, существенно выросло во времена Крестовых походов.. В 1481 году Марсель вместе с Провансом входит в состав Франции. Его судьбой после этого занялся Франциск I. Именно ему мы обязаны известной по роману Дюма крепостью на острове Иф.

 

До XVII века город оставался в пределах крепостных стен и располагался на трех холмах на северной стороне бухты. С другой стороны гавани были поля. Когда Людовику XIV понадобилась защищенная гавань для флота, то для этой цели у входа в бухту построили форт святого Николая, а на месте полей были прорыты каналы - там базировался королевский галерный флот. Позже базой флота стал Тулон, в Марселе же каналы засыпали, превратив их в широкие проспекты и бульвары.

 

У вас не возникает с Марселем никаких устойчивых ассоциаций, кроме фильмов «Такси» и супа буайбес? Вспомните, как называется гимн Франции. Вспомнили? Точно, Марсельеза. Знаете почему? Потому, что в годы Французской революции город поддержал республиканцев.

 

В Наполеоновские времена континентальная блокада сильно подорвала экономику портового города. Зато Марсель возродился во времена расцвета колониальной экспансии Франции в Африке и на востоке и благодаря открытию Суэцкого канала.

 

Что посмотреть в Марселе

 

Упомяну о том, что в Марселе есть не только такси, но и метро, состоящее из двух линий. Для перемещения от старого порта в более отдаленные районы города оно вполне подходит.

 

Что же стоит посмотреть в Марселе. Во-первых, это старый порт и его окрестности. Вход в старый порт охраняют форты Сен-Жан и Бас-Сен-Николя. Форт д’Антркасто доминирует над старым портом. Недалеко от форта Сен-Жан стоит полосатая, отдаленно напоминающая Сьенскую, церковь Сен-Лорен. Она построена в конце XIX-начале XX веков. С северной стороны старого порта стоит прогуляться по старым кварталам города. В этом районе расположен квартал  Ле Панье. Если раньше он пользовался дурной славой, то сейчас власти города ремонтируют здесь здания и пытаются превратить причудливое переплетение старых узких улочек в подобие парижского Монмартра. Неподалеку расположена богадельня Вьей-Шарите - ее здание со сводчатыми галереями, арками в три ряда и барочной капеллой, занимающее целый квартал, построено в XVII веке в качестве приюта для нищих и бездомных. Местные тот час же прозвали ее "Эскориалом для бедных". Сейчас там расположены музеи Средиземноморской археологии и искусства стран Азии, Океании и Америки.

 

церковь Сен-Лорен  церковь Сен-Лорен  церковь Сен-Лорен  форт Сен-Николя  форты Сен-Жан и Бас-Сен-Николя  форты Сен-Жан и Бас-Сен-Николя  форты Сен-Жан и Бас-Сен-Николя

 

Неподалеку от порта расположен Брильянтовый дом, получивший свое имя благодаря особой огранке камня на его фасаде. Сейчас в здании расположен музей старого Марселя.

 

Остров ИФ

За фортом Бас-Сен-Николя расположен дворец Фаро. Не забудьте посетить базилику Нотр-Дам де ля Гарде – оттуда вы увидите остров, находящийся неподалеку от входа с порт. Это остров Иф с известным по роману Дюма замком. Ехать туда или нет – дело ваше, нам, рассмотрев его сверху, туда особо не хотелось.

 

К северо-востоку от старого порта расположен дворец Лоншан (Palais LongChamps) - его прекрасно видно от Базилики Нотр Дам де ля Гард днем и ночью. Воздвигли его по поводу появления в городе "большой воды" - она пришла в город в 1850 году по прорытому каналу из реки Дюранс. Деньги на строительство канала собирали всем городом - без него Марсель бы не выжил. Дворец же понадобился в исключительно технических целях - за его фасадом спрятали водонапорную башню. Два крыла дворца, в которых расположены музеи, соединяет величественная колоннада.

 

Упомяну еще об аббатстве Saint Victor. На месте захоронения св. Виктора, отдавшего жизнь за веру христианскую, в 410г. появилась самая первая церковь Марселя. Монастырь здесь возник уже позднее. Он был разрушен готами и сарацинами, но в 1040 году восстановлен. В 1200 году его значительно расширили и перестроили. Через еще 150 лет папа Урбан V, который до восшествия на папский престол являлся настоятелем как раз этого монастыря, распорядился построить высокие стены и четырехугольные башни - получилось средневековая крепость. Во время Французской революции тут были казармы, а затем тюрьма. В наши дни аббатство является центром проведения праздника Сретения Господне - 2 февраля. Главный атрибут этого праздника - печенье в виде лодки, когда-то доставившей в эти места первых проповедников-христиан: святых Магдалену, Лазаря и Марфу.

 

Можно еще много рассказывать о достопримечательностях города, но я не хочу отбирать хлеб у путеводителей. Да и вообще, перед поездкой обязательно зайдите на сайт офиса по туризму города, посмотрите на список и расположение достопримечательностей и распечатайте предлагаемые пешие маршруты – они весьма адекватны.

 

Немного о буайбесе

 

Кстати о буайбесе. Это самое знаменитое блюдо Провансальской кухни. Родиной его считается Марсель, поэтому именно здесь его и надо пробовать. Кто-то вам может сказать, что это суп придумала в стародавние времена Афродита с целью усыпить мужа своего Гефеста дабы отправиться на свидание с Аресом. Не верьте этому, все гораздо проще. Изначально это была простая рыбная похлебка из поврежденной рыбы, которую нельзя было продать на рынке, и был буайбес пищей бедных рыбаков. Однако позже этот суп понравился и более богатым слоям общества и приобрел налет буржуазного гламура. Существует даже специальная хартия, подписанная самыми престижными рестораторами, где оговорены принципы приготовления буайбеса. Так, например, рыбу для приготовления супа можно резать только на виду у клиента, поэтому не удивляйтесь, когда все это будет происходить при вас. И в приготовлении буайбеса главным являются пропорции между определенными видами рыбы и дозировка пряностей. Для приготовления супа требуются не менее 10 видов рыбы – кефаль, морской черт, султанка, тригла, угорь и прочие. Бывает, что в суп добавляют крабов, лангустинов, морских улиток – у каждого повара свои секреты, но все они базируются на упомянутой хартии.

 

Буайбес подается так: кусочки подсушенного хлеба с чесночным соусом ruoile (руй) сначала макаются в тарелочку с натертым сыром, поэтом эти кусочки выкладываются на тарелку и сверху на это половником заливается суп. Все, кушать подано – приятного аппетита!

 

Ну что, я хоть немного, но реабилитировался в ваших глазах после краткой справки по городу? Тогда едем дальше. Следующей точкой нашего назначения будет Ницца.

 

Резюме: несмотря на сходство некоторых районов города с трущобами, обязательно посетите этот колоритный город. Даже если вы кроме Нотр-Дам де ля Гард с прекрасным видом оттуда ничего больше не успеете увидеть, вы ни секунды не пожалеете о том, что побывали в Марселе.

 

 

Продолжение отчета              Предыдущая часть              Оглавление отчета              К другим отчетам о путешествиях

 

Hosted by uCoz