Сайт
переехал, новый адрес
http://www.baranovna.ru
Старый сайт на narod.ru обновляться не будет
13-14.06.2004. Муром - Муромцево - Владимир
Муромцево
Об этом удивительном месте я впервые прочитал вот по этой ссылке на сайте проселки.ру. А так как мы видели и другое творение (замок) архитектора Петра Самойловича Бойцова в Успенском (отчет о той нашей поездке здесь по ссылке). И так меня тронуло творчество Бойцова (хотя кто-то может сказать, что это и не творчество вовсе, а подражательство, эклектика,...), что понятное дело, проехать мимо его знаменитейшего строения-замка было просто невозможно.
Рискну утомить читателя и не как обычно дать ссылку на статью об этой усадьбе, а просто дословно процитирую журнал "Ландшафтный дизайн" №1 за 2002 год статью Марии Ожерельевой "Современники называли ее царской". Простите меня, но данная усадьба действительно достойна цитирования статьи почти полностью. Итак...
«Муромцево» — не мемориальная усадьба. По аллеям ее парка не хаживали ни Пушкин, ни Достоевский, ни даже видные революционеры. Своим возникновением и расцветом она обязана одному владельцу — гусарскому полковнику Владимиру Храповицкому. Если и есть повод считать усадьбу мемориальной, то только потому, что здесь работали талантливые и известные мастера, стараниями которых была создана уникальная планировочная структура, не имеющая сомасштабных аналогов.
В двухстах километрах от Москвы, во Владимирской области, неподалеку от города Судогды расположена бывшая усадьба графа Владимира Храповицкого, принадлежавшего к старинному белорусскому роду герба «Гоздава». «...При усадьбе большой парк, сады, цветники, пруды, фонтаны, водопровод, аллеи, беседки, купальни, мосты и прочие приспособления, а также свой телеграф, телефон и электрическое освещение. Все вместе взятое дает полное право на название усадьбы «царскою», — так в 1889 году писал некто Гажицкий, составивший описание усадьбы. А еще пятью годами ранее дворцово-парковый ансамбль среди дремучих муромских лесов существовал лишь в замыслах В.Храповицкого, мечтавшего, чтобы по пышности и размаху его владения не уступали Петергофу и Версалю.
Постепенно история создания усадьбы обрастала диковинными подробностями. Впрочем, многие из них, очевидно, имели под собой реальную основу. Рассказывают, например, что В.Храповицкий то ли конный двор у себя построил по образу и подобию дворца французского вельможи, чем-то задевшего самолюбие гусарского полковника, то ли поспорил во Франции с друзьями, что построит в России готический замок не хуже знаменитых луарских. Потом привез их в усадьбу и показал конный двор, а выслушав комплименты, промолвил: «Здесь, господа, живут мои лошади». И без того обескураженные французы впали в полное изумление, когда их подвели к роскошному дворцу Храповицкого.
Воплотил в жизнь призрачные очертания желаемого московский архитектор Петр Бойцов — талантливый стилизатор зодчества ушедших эпох, особенно много работавший в стиле поздней французской готики, ренессанса и готики английской. Петр Самойлович был эклектиком по убеждению и творческому методу, обладал большой культурой архитектурного рисования и архитектурной детали. Ко времени встречи с Владимиром Храповицким он уже спроектировал и построил такие крупные усадебные ансамбли, как «Васильевское» князя А.Г.Щербатова, «Успенское» князя В.А.Святополк-Четвертинского и «Княжую Байгору» Г.Н.Вельяминова. Альянс казался на редкость удачным. Одна за другой в «Муромцево» возникают выполненные в едином стиле постройки: дом главный и дом запасной, дом управляющего, летний театр, купальня, охотничий домик. Однако при строительстве в имении церкви, спроектированной в древнерусском стиле, долго копившееся недовольство друг другом наконец привело к разрыву между заказчиком и архитектором. Поэтому, очевидно, останется неизвестным, кто же спроектировал и построил в 1906 году вторую часть замка, решенную в стиле английской готики.
Доставшееся от отца наследство в 21 тысячу десятин земли и талант предпринимателя, коим явно обладал В.Храповицкий, занимавшийся торговлей лесом, приносили ему доход в 200 тыс. рублей в год. Немалая часть этих средств шла на расширение усадьбы. Здесь были прекрасные конюшни с породистыми жеребцами, огромная псарня, птичий двор, о котором радела супруга В.Храповицкого Елизавета Ивановна, урожденная Чиглокова. Доркинги, ла-флеты, крив-керы, гуданы, падуанские шамоа, палевые кохинхины, бронзовые индейки, золотистые фазаны, царские утки, каролины и мандарины, тулузские и китайские гуси, черные и белые лебеди, аисты — кого там только не было! Но истинной страстью В.Храповицкого оставался парк, сады и оранжереи.
«Садовое искусство конца XIX–начала ХХ века отличалось многими чертами, свойственными архитектуре эклектизма… Эклектика в садово-парковом искусстве не столько изменяла характер усадебных садов и парков, сколько добавляла к ним новые элементы, усложняла парковую систему и разнообразила ее. Высаживались редкие деревья, кусты, цветы. Строились оранжереи, как встарь, но в них многое уже делалось специалистами садоводами… Сады и парки становились своего рода коллекциями» (Д.Лихачев, «Поэзия садов»).
«Муромцево» не было исключением из общего правила. Круглый год персики, французские сливы и другие редкие фрукты из оранжереи В. Храповицкого поставлялись в Санкт-Петербург и Москву. Посадочный материал поступал из садоводств Бауэра, Фогта, Ноева, графа Уварова, Эйлерса, помологического сада Регеля и Кессельринга. Отовсюду в «Муромцево» присылали саженцы вишни, крыжовника, яблони, груши, сливы, жимолости, персика, винограда, а также семена, луковицы, рассаду роз, лилий, тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, цикламенов, тубероз, гладиолусов. В дендрарии росли сотни пород деревьев, среди которых десятки экзотов: пихта бальзамическая, пихта сибирская ф. золотистая, пихта Вича, кипарисовик горохоплодный, сосна Банкса, сосна веймутова, сосна румелийская, псевдотсуга Менциса ф. голубая, орех серый и др.
Крупнейшие садовники того времени К.Энке, А.Регель, Г.Куфельт, К.Тюрмер — блестящее созвездие имен — наносят свои мазки на полотно усадьбы. Годом рождения паркового ансамбля можно считать 1884-й, когда одновременно с закладкой главного дома садовник шереметевского «Кусково» К.Энке разбивает на возвышении возле дворца регулярный «французский сад» в виде восьмилучевой звезды, взятой в квадрат аллей. В конце восьмидесятых начинается устройство водных каскадов «итальянского сада», спускающегося по южному склону узкими наводненными террасами. Пейзажная, «английская» часть парка, более половины которой занимали пруды, была выполнена по проекту парков Риги Г.Куфельта. Щебеночные, на песчаной основе, дорожки освещались электричеством. Вдоль них были расставлены скульптуры из мастерской братьев Ботта и венская мебель Тонет. Фонтаны украшали работы скульптора А.С.Козлова. Летом из оранжерей высаживались в грунт пальмы, юкки, самшиты и другие теплолюбивые растения.
В планировочной структуре «Муромцево» главный дом — это завершающий аккорд в симфонии постоянно сменяющихся видов. Гостей обычно подвозили к дому с угла, и он раскрывался перед ними в самом динамичном повороте, выбрасывая вверх острые шпили готических завершений, надвигаясь суровой, но изысканной простотой мощного дон-жона. А далее взгляд скользил по водной глади каскадов и замирал на едва видневшейся вдали, за большим озером, готической руине. Сомасштабных аналогов у планировочной структуры «Муромцево» в русской усадебной культуре нет!
Граф Храповицкий вдохновлялся грандиозными творениями петербургских ландшафтных архитекторов, не упуская, впрочем, из виду шедевров французской и немецкой культуры паркостроения. Как ни странно, но тщеславие его не сгубило, а лишь способствовало удачному соединению в «Муромцево» регулярности французских, помпезности итальянских и лирики английских садов. Все три, сочетаясь друг с другом, неразрывно связаны с дворцом, «прощая» ему некоторое разностилье главного фасада.
Ныне о былом великолепии усадьбы напоминают лишь открытки с видами «Муромцево», выпущенные в начале ХХ века. Эмигрировав во Францию, супруги Храповицкие закончили свой жизненный путь на побережье Средиземного моря, в доме для престарелых тихого городка Мантон. Страна, чьи замки стали прообразом усадьбы, дала последний приют ее владельцам. А пара белых лебедей жила на большом усадебном пруду до 1925 года, а потом исчезла, видно, потеряв надежду на возвращение хозяев...
Вселившийся во дворец сразу после революции местный лесотехникум в 1979 году переезжает в выстроенный на краю парка «шедевр» зодчества конца семидесятых, предрешив судьбу главного дома. Два пожара довершают начатое.
Давно заросли разнотравьем водные каскады, местные жители внесли свою корректировку в структуру парка. От сорока гектаров усадьбы осталось восемь. Еще немного, и сомкнется жилая застройка, оставив в прошлом уникальность планировочного решения. Рухнут стены, погребя под собой все то, что современники называли «царскою усадьбой».
Комплекс конюшен встретил нас еще большей разрухой. Мы попытались найти остатки тех прекрасных полов, которые упоминались на страницах "проселков.ру" но не увидели даже и намека на них. А во флигелях, где, как я понимаю, жили конюхи и прочий люд сейчас ютятся в откровенно антисанитарных условиях жители местного колхоза. Зрелище более, чем печальное.
Дорастет ли нынешнее поколение состоятельных россиян до если не постройки новых интересных архитектурно усадьб (а не просто практически стандартных по копирку загородных домов), то до выкупа и восстановления тех усадьб, которые находятся в плачевном состоянии?!
Проезд: до Судогды (между Владимиром и Муромом), далее спрашивать у местного люда дорогу на Муромцево, самостоятельно ее найти очень трудно. И по разбитой дороге километра 3 в сторону.
Владимир
Как на странно, но город пока еще называется "Владимир", а не "Владимир Владимирович".
Что касается исторического экскурса, то он должен быть очень серьезным, так как история Владимира отсчитывается от 1108 года, когда князь Владимир Мономах закладывает крепость для защиты юго-восточных границ Ростово-Суздальского княжества на берегу реки Клязьмы. С тех пор город видел и захват войсками Батыя, и княжение Александра Невского, и Андрея Рублева... Много страниц насчитывает история города. Недаром он входит в туристический маршрут "Золотое кольцо России". Подробности рекомендую почитать в исторической литературе и путеводителях. В качестве очень неплохого, но отнюдь не единственного, интернет-ресурса могу порекомендовать "Туризм и отдых во Владимире".
Реально, почти весь исторический город (то, что от него осталось) находится вдоль центральной улицы - Большой Московской. Основных достопримечательностей не так уж и много - всемирно известные "Золотые ворота", которые так и не сдались татаро-монголам, как и крейсер Варяг через несколько веков. Находящиеся рядом с ними церковь Святой Троицы и красивое здание в стиле модерн педагогического института, в котором учился знаменитый автор поэмы "Москва-Петушки" Венечка Ерофеев. Водонапорная башня. И, разумеется, Соборная площадь с находящимся там Успенским собором (его расписывал Андрей Рублев). С другой стороны, соборную площадь пора переименовать в банковскую - современное здание, стилизованное под бывш. городскую думу построил Сбербанк, рядом расположен офис Владимирского филиала банка Центральное ОВК (бывш. СБС-АГРО). Успенский собор стоит на холме, в его подножии проходит ул. Ерофеевский спуск, переходящая в Судогодское шоссе. С другой стороны опять холм. Чем-то этот пейзаж напоминает Пьемонтские пейзажи - до ЛяМоры, конечно, далеко - мешают кривые крыши домиков и отсутствие виноградников, но что-то отдаленно похожее наблюдается.
Владимир | Владимир | Пьемонт, Ля Морра |
Рождественский монастырь, находящийся недалеко от железнодорожного вокзала (красиво расположен наверху на холме), сейчас усиленно восстанавливается, но на его территории находятся много непрофильных заведений, в том числе и государственных, в стенах монастыря имеются магазины,... Много еще работы по восстановлению его исторического облика. А вот на одной из его внешних стен мы обнаружили маленький фрагмент, на котором написано как множество имен, так и оставлены надписи типа "маша+саша". Будем считать, что первый шаг к тому, что находится в славном городе Верона, где во дворе, в котором расположен дом Джульеты и "балкон Джульеты" приклеено множество жвачек с подобными надписями (подробности смотрите по ссылке) жители и гости Владимира уже сделали.
Владимир, стена Рождественского монастыря | Верона, стена дома Джульеты |
Владимир старается быть туристическим городом, поэтому достопримечательности находятся в хорошем состоянии, все подмазано-подкрашено. А внутри старых кварталов ситуация пока иная.
Так как прогулку по городу мы начали в 9:30 утра, то к часу дня все основные туристические точки (если не брать кафе, рестораны и пивные) нами были осмотрены. Ехать в Москву было рано, увеличивать туристическую программу и ехать в Суздаль или еще куда-либо - лень. И мы приняли единственно верное решение - выехать в живописные окрестности города и, замангалив, пообедать. Проблема заключалась лишь в том, что взятые с собой из Москвы березовые дрова у нас почти кончились, ну а мясо и вино было скушано вчера. Посмотрев рекламную книжечку, выданную нам в отеле, мы нашли там два заведения с подходящей тематикой - "винный погребок" и "элит маркет". Первый оказался поганым магазином с минимальным выбором виски и почти полным отсутствием хоть какого-то приличного вина. А второй - мини-маркетом, в котором было хоть какое-то вино... Купив бутылочку мы поинтересовались, а нету ли во Владимире магазина, подобного московскому Кнакеру (www.knaсker.ru), где можно купить свежего (парного) мяса. Естественно, магазина такого нам не назвали, но порекомендовали заехать на рынок, что мы и сделали.
На рынке мы нашли парную свинину и попросили торгующего ею мужика порубить нам мясо на шашлык. Мужик сначала не въехал и предложил нам сделать это самим. Мы наотрез отказались и сказали, что понимаем платность этой услуги и, естественно, от оплаты не отказываемся... И пущай он нам порубит мясо, а мы порежем в пакетик лимон и лук и за час будет прекрасный шашлык. Мужик позвал какого-то своего сотоварища - пришел мордоворот, который по виду только что откинулся чиста с владимирского централа... И мордоворот этот, постоянно приговаривая "Вы думаете я вам это делаю потому, что вы, москвичи, деньги платите? Обнаглели совсем! Я это делаю потому, что просто время у меня есть" ловко орудовал огромным топором и нарубил необходимое количество мяса. Как ни странно, этот ярый противник товаро-денежных отношений от денег наших почему-то не стал отказываться. Кроме того, по настоятельной рекомендации владельца лавки мы добавили в мясо для маринования еще и помидор. Итак оглашаю рецепт шашлыка по-Владимирски: парная свинина, репчатый лук, лимон, помидор - все это перемешать, но не взбалтывать и подождать часа полтора.
После того, как с мясом все стало хорошо, нам осталось решить два вопроса - нет, ни "кто виноват и что делать", а "где расположиться и где взять дрова". Дрова (правда весьма влажные) мы приобрели на заправке ТНК на объездной дороге. А для обеда нашли на карте рядом с Владимиром так называемое водохранилище Содышка - это прям рядом с городом по направлению к Юрьев-Польскому. "Так называемое", потому, что это скорее озеро по размеру. Но несмотря на это, местность там красивая и способствует хорошему пищеварению. Обед прошел на берегу этого самого водохранилища, на идиллической природе в теплой и дружеской атмосфере. И вот только после этого мы поняли, что да, два выходных дня прошли удачно. И вот теперь можно направлять свои стопы в Москву. Выехав в 6 вечера, как ни странно до Москвы мы добрались всего за 2.5 часа.
Ну что можно сказать в заключение... есть пока еще места не особо далеко от Москвы, где можно совместить приятное с полезным - поедание гриленного мяса с осмотром достопримечательностей. И я рекомендую такое времяпрепровождение всем. Вот, собственно, и все, что я хотел рассказать об этой нашей поездке. Продолжения? Наверное будут. Но чем дальше, тем труднее искать места, где бы мы еще располагали свой мангал.
(С) Николай Баранов, июнь 2004
Начало отчета К другим отчетам о путешествиях На главную страницу