Сайт
переехал, новый адрес
http://www.baranovna.ru
Старый сайт на narod.ru обновляться не будет
Точка № 11 Chateau de Vaux-le-Vicomte (Во-ле-Виконт)
Полезные ссылки: Официальный сайт (обратите внимание на видео-презентацию), неофициальный сайт
Посетить это место я планировал по трем причинам. Первой являлась удивительная, очень похожая на современную российскую, история владельца замка. Второй причиной было то, что данный замковый ансамбль являлся признанным предвестником Версаля, так сказать его пререлизом, а автором садовой части проекта был никто иной, как Андре Ленотр. Ну а третья причина чрезвычайно банальна: ансамбль замка по полученной мною конфиденциальной информации очень красив и мне захотелось лично в этом убедиться… Ну а на самом деле есть и еще причина. 99 процентов туристов были в Париже, процентов 80 – в Версале, процентов 40 – в Фонтенбло. А сколько русских туристов было в Во-ле-Виконте? И если не мы, кто то исправит такую несправедливую статистику?!
Примерно с такими мыслями при подготовке к поездке я поставил точку на этом замке. Теперь немного исторического материала.
Андре Ленотр. Родился в 1613 году в семье смотрителя сада Тюильри. В 24 года после смерти отца Андре занимает его место. Через 6 лет он назначается королевским чертежником и рисователем проектов садов. Именно увидев его рисунки клумб, Фуке (о нем ниже) приглашает Ленотра в Во-ле-Виконт. Эта первая крупная его работа была обоюдовыгодной: Ленотр создал ставший широко известным парковый ансамбль Во-ле-Виконта. И после завершения этого проекта Ленотр становится известным, признанным мастером и ему поручают многие работы, в числе которых парки Версаля и Трианона, Шантильи и многие другие. Более подробный обзор его творчества по следующим ссылкам: о Ленотре на сайте Садовник, в журнале "Новый Акрополь"
Если заинтересовались, поищите и другие упоминания об этом признанном мастере в Интернете.
Теперь касательно истории владельца замка и его строительства. История красивая, запутанная, достаточно предсказуемая и немного даже романтическая. Недаром даже журнал Коммерсантъ-Деньги уделил внимание этой теме в № 32(537) от 15.08.2005г. Отмечу, что в журнале написано не все и не все подробности указаны исторически верно. Поэтому мне не остается ничего другого, как попытаться самому рассказать вам о том, что же тогда произошло.
С XVI века во Франции существовал институт генеральных откупщиков государственных налогов – из названия ясно, как он функционировал. По образному выражению кардинала Ришелье, они были «пиявками, сосущими кровь из народа». А в правительстве они нашли себе покровителя в лице сюринтенданта (главного финансиста короля Людовика XIV) Николя Фуке. Он был противоречивой личностью. С одной стороны – талантливый и чуткий ко всему прекрасному, обладающий хорошим вкусом. А с другой стороны – хвастливый, жадный и алчный человек. Фуке, заслуженно имевший репутацию финансового гения, был скорее олигархом, чем государственным чиновником, поскольку управлял государственными деньгами как своими и долгие годы не давал никому отчета. С 1654 г. он просто-напросто перестал вести отчетность и тратил бюджетные средства на свою недвижимость (дворцы), празднества и любовниц (фавориток).
Последней каплей, переполнившей чашу терпения молодого короля-солнце, стало новоселье Фуке в 1661 г. во дворце Во-ле-Виконт. Людовик был поражен роскошью и красотой постройки. Сюринтендат к тому же бахвалился, поместив на своем гербе изображение белки (Фуке по-французски в просторечии – белка) с девизом «нет тех высот, куда б не смог взобраться».
На строительство роскошного дворца Во-ле-Виконт ушло 18 млн. ливров, при том, что официальный годовой доход сюринтенданта не превышал 600 тыс. ливров. При всем этом Фуке не довольствовался ролью «технического» королевского банкира-финансиста, а смело вмешивался в политику, раздавал многотысячные взятки и самостоятельно вступал в переговоры с зарубежными правительствами.
Естественно, нашлись люди, которые были рады открыть юному монарху глаза на деятельность зарвавшегося чиновника. Главными противниками Фуке были генеральный контролер финансов Жан-Батист Кольбер и генеральный прокурор Владимир Устин… тьфу, Жан Талон, конечно же, которых не устраивало влияние верховного интенданта. Однако самого грозного врага Фуке встретил в лице юной Луизы де Лавальер, возлюбленной короля. Верховный интендант имел наглость сделать Луизе непристойное предложение, посулив ей 200 тыс. франков. Хотя я вот не очень понимаю, чего непристойного в сексе за деньги – хотя бы честно: я тебе тело, ты оплачиваешь деньгами. Не душу же продаешь, в конце концов… Но Луиза немедленно рассказала обо всем королю, и терпение молодого монарха лопнуло. «Недолго я находился в неведении о его недобросовестности,- писал Людовик XIV о Фуке.- Он не мог остановиться и продолжал свои непомерные расходы, строил укрепления, украшал дворцы, интриговал, передавал своим друзьям важные должности, покупаемые на мои средства. И все это в надежде вскоре стать суверенным арбитром государства».
Сам Фуке между тем был уверен в своей неуязвимости и даже восклицал порой: "Разве есть что-то, недоступное для меня!". Последней каплей стал визит короля во дворец Во-ле-Виконт, который своей роскошью затмевал все, чем располагал сам государь. Друзья предупреждали Фуке, что готовится его арест, и предлагали ему бежать. В Нанте его ждало судно, на котором олигарх смог бы в случае опасности бежать в Англию, но министр не внял предупреждениям. В 1661 году Фуке был арестован отрядом королевских мушкетеров под командованием гасконского офицера по фамилии д`Артаньян. В многочисленных владениях арестованного были проведены выемки документов, и генпрокуратура во главе с Талоном взялась за дело. Следствие длилось 38 месяцев. Сторонники Фуке подняли в печати кампанию протеста, пытаясь доказать, что следственные действия идут с нарушениями, но спасти финансиста уже ничто не могло. Суд признал факты растраты доказанными и приговорил Фуке к пожизненной ссылке, а король, раздосадованный мягкостью приговора, заменил ссылку пожизненным заключением. Остаток дней Фуке провел в одиночной камере, причем за его охрану отвечал лично д`Артаньян, произведенный после блестяще проведенного ареста в капитаны королевских мушкетеров. С новой задачей гасконец тоже прекрасно справился, о чем тогдашний военный министр оставил письменное свидетельство: "Д`Артаньян выполнял свои функции по охране столь пунктуально, что Фуке не получал никаких известий о том, что происходит в связи с ним". Борьба Людовика XIV с олигархией закончилась полным успехом - с падением Фуке в руках короля сосредоточились все рычаги управления страной, которыми он не преминул воспользоваться: из 54 лет правления "короля-солнце" Франция более 30 лет находилась в состоянии войны с несколькими сильнейшими государствами Европы.
Людовик конфисковал Во-ле-Виконт и вывез все понравившиеся ему предметы интерьера в Версаль и Лувр, а художников принял к себе на службу, чтобы они повторили увиденное в строящемся Версале. Ходит легенда, что прототипом "человека в железной маске", известным нам по роману Дюма, был как раз сюринтендат Фуке.
В общем, с того времени ничего не изменилось – сейчас корпоративные войны ведутся точно так же. Аналогия с ЮКОСом и захватом чиновниками его активов напрашивается сама собой.
С течением времени замок ветшает и в 1875 году тогдашний владелец решает, что его пора сломать, а землю продать. Об этом узнает знаток и любитель искусства богатый сахарозаводчик Сомье и выкупает находящуюся в плачевном состоянии постройку. Большую часть своего состояния Сомье тратит на реставрационные работы и покупку мебели. Сам он не увидел результата работ – они были завершены уже после его смерти. В 1965 году Во-ле-Виконт получает статус государственного заповедника.
Теперь немножко о самом замке. Около входа – хозяйственные постройки, в которых сейчас располагается музей экипажей. В замке 3 этажа, интерьеры достаточно типичные для того времени, но от этого не менее красивые. В королевской спальне никогда не ночевал ни один король – прямо с открытия озлобленный Людовик XIV уехал ночевать в Фонтенбло. Что нас потрясло – так это деревянный купол. На него можно подняться – сверху открывается красивейший вид парка и дворцовых построек. А по дороге наверх остановитесь и внимательно изучите макет купола – это произведение инженерного искусства. Потом, когда будете проходить через купол на наружную галерею, посмотрите внимательно на силовую структуру купола и постарайтесь понять, как это можно было в те времена рассчитать.
Чтобы соответствовать запросам Фуке, во внутренней отделке дворца применялись фрески, позолоченные гипсовые элементы, кариатиды и бюсты. А в салоне муз обратите внимание на расписной потолок с танцующими нимфами и сфинксами работы Лебрена.
Ну и надо отметить регулярный парк с фонтанами, прудами, каналами и, естественно, плавающими в них рыбами. Вообще декоративные рыбы – это отельная песня. Их много в прудах каналах и очень любят они кушать то, что добрые посетители им кидают, чуть что – раскрывают свои огромные ротики. Когда мы кинули в воду мелкие камешки, к месту их падения устремилось громадное количество карпов и все как по команде высовывали свои головы с открытыми ртами из воды. Нам даже стало интересно, сколько мелких камешков надо перекидать, чтобы рыбы их наглотались и пошли под тяжестью проглоченных камешков на дно.
Парк – это тоже творчество Ленотра, считается, что сады Во-ле-Виконта лучшие в Иль-де-Франс. В одном из залов дворца имеется макет местности, на который проецируется изображение и рассказывают о том, какие были варианты проектов, в чем идея каждого, какие были новации и что получилось в результате. Чрезвычайно интересно, жалко только, что все на французском и почти ничего не понятно. Но смотрится супер!
Резюме: замок не только потрясающе красив, но и имеет очень интересную историю. Настоятельно рекомендую его посетить!
Продолжение отчета Предыдущая часть Оглавление отчета К другим отчетам о путешествиях