Сайт переехал, новый адрес http://www.baranovna.ru

Старый сайт на narod.ru обновляться не будет

Кострома, Углич (8-10 мая 2004). Часть 1 - Кострома

Вступление
Прибытие в Кострому, размещение
Кофейня "Рога и Копыта", Кострома ночная
Историческая справка
Сусанинская площадь и окрестности
по ул. Симановского к Богоявленскому монастырю
Ипатьевский монастырь
Церковь Воскресения на Дебре

Желание съездить в Кострому, Тутаев и Углич - города, находящиеся неподалеку от изведанного нами Ярославля, было давно. А тем более предстояло 3 выходных дня, проводить которые в Москве при хорошей погоде за окном, было просто кощунственно. Так как до Костромы немногим более 300 километров, то мысль об однодневной поездке даже и не стояла. Идея была такой - в первый день выходных днем, когда дачники уже разъедутся по своим фазендам, выехать из Москвы, часа за 4 доехать до Костромы (всего то 330 км), погулять по вечернему городу, заночевать в нем, погулять еще чуток утром после чего двинуться в Тутаев, быстренько осмотреть его (путеводитель обещал, что город достаточно красивый, но маленький), дальше где-то по дороге в Углич замангалить, заехать и быстро осмотреть Углич и вернуться к ночи второго дня домой в Москву. Вот такие были у нас Наполеоновские. Как говорится: "надежды юношей питают".

Рекомендуемый мной путеводитель

Подготовка к поездке не заняла много времени. Самым долгим в процессе подготовки было прочтение путеводителя "Золотое Кольцо" серии "Мир вокруг нас" на предмет составления маршрута. Кстати, я бы рекомендовал общественности именно этот путеводитель - по сравнению с ЛеПтиФюте-шным он интереснее и "с душой" написан, сопровожден фотографиями (а это важно - вы можете представить, что именно увидите), включает большее количество описываемых городов и лучшие по качеству их планы (карты) с указанными достопримечательностями.

Далее все просто - куплено мясо, кинуты в багажник мангал, березовые дрова, стол, стулья и одноразовая посуда. Естественно, было куплено и вино. Причем не только для сопровождения поедания гриленного мяса, но и для вечерней трапезы с моцареллой (для тех, кто не в курсе, это сыр такой итальянский, мягкий-мягкий, продается в рассоле), которую мы, разумеется, тоже не забыли купить. Ну вот, собственно, и все сборы.

Осталось только ответить самому себе на вопрос, зачем я все это пишу. Ответ простой: в помощь тем, кто готов самостоятельно поездить, но, читая путеводители, не очень понимает, куда именно стоит заехать и что он там увидит. Поэтому в отчетах моих всегда много фотографий. Ну и самому поделиться впечатлениями хочется. Но, еще раз повторюсь, мои отчеты не претендуют на роль путеводителей, скорее, это иллюстративные материалы к ним.

Выезжая из Москвы мы все же попали в пробку, образованную на Ярославке дачниками от МКАДа до Пушкина. Подъезжая к Переславлю-Залесскому стало понятно, что мы идем с опозданием в час-полтора от наших представлений о скорости достижения Костромы. Остановленный ГАИшниками за превышение скорости в процессе беседы с одним из рыцарей жезла и радара, умеющим писать (он заполнял протокол), выяснилось, что Тутаев, конечно, хороший город, но сам гаец туда бы не поехал. Он настоятельно рекомендовал нам лучше съездить в Углич. Вот таким странным образом наши смутные мысли о том, что процесс приготовления мяса в окрестностях Тутаева можно отложить на потом, подтвердились. Это был первый случай в моей жизни, когда ГАЕЦ сказал нечто полезное.

Дорога до Костромы выглядит следующим образом - доезжаешь до самого Ярославля и по указателю уходишь направо, еще 80км и - вот он заветный город. Надо отметить, что часть дороги Ярославль-Кострома тогда представляла собой весьма печальное зрелище - яма на колдобине. Потом вдруг это безобразие кончается и опять начинается приличная дорога. Справедливости ради скажу, что через месяц после описываемой поездки дорогу здорово подлатали, а в декабре 2004 она была во вполне приличном состоянии. Долго ли - коротко ли, но в Кострому мы въезжали примерно в 8 вечера. Нашим первоочередным желанием было найти гостиницу в центре города, кинуть там вещи, припарковать машину, выпить вина с моцареллой и пойти гулять.

 

Кострома

Кроме упомянутого путеводителя я бы рекомендовал следующие ресурсы: www.kostroma.ru , Кострома-info, старая Кострома. На первом хорошо описана история города и те достопримечательности, которые сейчас можно увидеть. На последнем - исторический экскурс по дореволюционным улицам Костромы. Это, разумеется, не единственные ресурсы в сети, но весьма интересные и почти что официальные.

Рекомендованный путеводителем отель "Интурист-Кострома" представляет из себя современный комплекс с хорошими номерами и отдельными домиками-бунгало, ресторанами,... Но у него есть один недостаток - он находится на окраине города - у самого въезда со стороны Ярославля и гулять от отеля до центра пешком далеко. Поэтому мы двинулись дальше к центру города. Ради справедливости отмечу, что оказавшись в середине декабря 2004 г. в Костроме (отчет о поездке по ссылке) и остановившись в Интуристе мы поняли, что этот отель - лучшее, что есть не только в Костроме, но и, наверное, на всем маршруте Золотого Кольца (открывшийся в декабре 2004 г. в Ярославле "Премьер-Ринг Отель" - не конкурент по ценам ).

Переехав мост через Волгу, справа мы обнаружили вторую гостиницу - "Волга", она же туркомплекс "Русь". На парковке рядом с ней стояло несколько туристических автобусов. На внешний вид гостиница производила приличное впечатление. На ресепшн'е мы задали интересующий нас вопрос "есть ли номера?" и получили ответ "да, цена такая-то". А вот дальше началось самое интересное - на просьбу показать номер нам была показана фотография какого-то абстрактного номера. Нас это, естественно, не удовлетворило и мы попросили показать тот номер, который нам конкретно предлагается. Со стороны тетки-ресепшионистки было выражено полное непонимание нашего справедливого желания и сказано, что на это (показать номер) они пойти никак не могут, ибо "не положено". Я продолжал настаивать и задавал наводящие вопросы типа "заинтересованы ли они в клиентах вообще и в нас в частности". Ответ был таким: "да, заинтересованы, но номер не покажем, платите деньги вперед и вселяйтесь так". Я продолжал наставать и потребовал администратора сего заведения. Тетка отказалась позвать администратора мотивируя это тем, что "есть у администратора дела и поважнее". Но все-таки позвонила ей по телефону с дословно следующим вопросом "тут какие-то... неизвестно откуда приехали... требуют показать им номер. Я правильно делаю, что не показываю?". Получив утвердительный ответ из трубки и уверившись в своей правоте (ну действительно, понаехало тут всяких..., деньгами какими-то машут, думают, наверное, что на деньги все можно купить, в том числе и номер в гостинице. Мы им покажем, что здесь не Москва и не Европа всякая) нам было сказано окончательное нет: "или берете номера так, или мы вам ничего не покажем. И вообще, у нас режимное предприятие...". Последние слова нас окончательно добили и мы с пониманием того, что с этими дебилами говорить ну просто не о чем, мы поехали дальше. Так что моя настоятельная рекомендация: объезжайте этот "замечательный" туркомплекс "Русь", расположенный по адресу ул. Юношеская дом 1 как можно дальше - нормальным людям на режимном предприятии-гостинице делать нечего.

А остановились мы в гостинице "Кострома", что находится на центральной улице города - ул. Советской д.120 - на площади Конституции. Там нам и номера показали (оказались вполне приличными), и парковка охраняемая рядом есть. Телефон гостиницы (0942)54-10-81. Да, гостиница, конечно, весьма отдает совковостью, но по соотношению цена/качество, да и просто по номерам люкс она вполне ничего.

вечерний перекус  вечерний перекус

Расположившись в отеле мы вспомнили о нашей традиции, приобретенной в многочисленных поездках по Европе - остановившись в гостинице, достань из багажника местное вино и специалитеты, скушай это и иди гулять по ночному городу. Так как местных специалитетов у нас не было, мы воспользовались купленными в Москве сыром моцарелла и красным вином, о чем наглядно свидетельствуют прилагаемые фотографии.

 

Кофейня "Рога и Копыта", Кострома ночная

Естественно, после такой легкой трапезы город нам сразу понравился. Гуляя по Советской улице дойдя практически до центра города мы увидели ЭТО - кофейню "Рога и Копыта". Удивительное место - заведение по мотивам произведений Ильфа и Петрова. Стильное до невозможности. В витринах располагаются мадам Грицацуева, Паниковский, стремящийся за гусем, и сладкая парочка Великий Комбинатор и Ипполит Матвеевич, предводитель дворянства и по совместительству отец русской демократии. На стенах - вырезки из старых газет, объявления "попал под лошадь...", вывески и транспаранты из романов Ильфа-Петрова и прочие иллюстративные материалы к "12 стульям" и "Золотому теленку". Зайдя по нужде, вы сразу увидите табличку "Прежде чем зайти сюда подумай, нужен ли ты здесь", закрывая за собой дверь в "заведение" увидите инструктивную табличку "Сделай свое дело и уходи". Интерьер и атмосфера продумана до мельчайших подробностей - от подбора музыки (советские песни и иногда романсы) до оформления акустических систем, через которые музыка эта льется, под радиоприемники 20-х годов ХХ-го века. Посмотрите фотографии - идея и ее реализация настолько хороши, все оформлено с огромной любовью и знанием первоисточников! Уверен, что такая стильная кофейня не осталась бы незамеченной и в Москве.

Стул. Один из 12  Мадам Грицацуева  Москва - Васюки  Сладкая парочка  Сладкая парочка  Паниковский    Удивительное сходство!      Объявления 

 

Что касается кофе, пирожных и всего прочего, что должно быть в кофейне - наличествует все. И открытие в 9 утра (можно позавтракать), и несколько позиций не просто кофейного ассортимента, но и вполне адекватной еды (те же стейки), хотя по утверждению висящей на стене таблички "мясо - вредно". Наличествует даже кальвадос (я не представляю, как можно есть мороженое, не запив его бокалом-другим кальвадоса). Есть и пирожные, и хоть и это не свежая утренняя выпечка со свежими фруктами, как во Франции, но, к пример,  вкусный йогуртовый торт имеется. Выбор свежевыжатых соков нас удивил - апельсиновый, грейпфрутовый и... лимонный. Последним я живо заинтересовался и взял себе на завтрак стаканчик... Жжжжжжжуть... кислятина... но полезно и прикольно. Стакан сока я, правда, осилить так и не смог и поэтому поделился им с друзьями;-).

Кострома ночная  Кострома ночная  Кострома ночная

Дальнейшая прогулка по ночному городу выявило, что исторический центр не подсвечен и фотографировать ночью в общем-то и нечего. Поэтому, побродив еще по улице, увидев несколько баров, посмотрев на большое количество красивых девушек, перемещающихся по улице, мы зашли в заведение "черная кошка". Ну бар как бар - ничего особо выдающегося. Правда, за столиком рядом сидели две очень симпатичные девушки. Побеседовав с ними, я уяснил, что они не против сходить со мной в местный ночной клуб. Но так как Серега (мы остались с ним вдвоем, третий наш попутчик - Мишка - не выдержал и пошел спать значительно раньше) девушкам почему-то не понравился, а перспектива находиться в прокуренном помещении, где очень громко, меня не сильно прельщала, да и к тому же шанс "разбить" пару девушек и уйти с одной их них минимален, было принято соломоново решение - идти в отель спать.

Кстати, в Костроме мне показалось, что красивых девушек на улице не просто много, а очень много. Мальчишки - ну на мой взгляд приличных мало, ходить ночью по городу достаточно стремно - лично наблюдал несколько весьма жестких драк. Так вот, с хорошими мальчишками в Костроме, на мой взгляд, тяжко. Исходя из вышесказанного, делаю вывод, что город располагает к секс-туризму. В дальнейшем у меня есть желание съездить в Кострому на выходные именно с такой целью.

Проснувшись утром следующего дня, мы сдали номера, сели в машину и поехали в центр города позавтракать в "Рогах и Копытах". Кстати, если вдруг сия кофейня закрыта на санитарный день (санитарный час, санитарное утро,...), как получилось во время моего следующего визита в город, позавтракать утром (с 9 утра) можно еще в кафе рядом с Ипатьевским монастырем. Больше утром позавтракать в центре города негде. Точнее есть какие-то откровенные тошниловки типа закусочных-сосисочных,... но нормальному человеку заходить туда противопоказано.

Что в имени тебе моем? Историческая справка.

Версий, истолковывающих название города, несколько. Согласно одной, имя происходит от фино-угорского "кострум", т.е. крепость, укрепленное место. Другая версия связывает название с древним хороводным действом. "Кострома" - сделанная из соломы кукла, воплощение живительных и плодородных сил весны. Обряд похорон Костромы сопровождался пением песен, плетением венков, хороводами. Заканчивался обряд тем, что куклу топили в реке или сжигали в качестве жертвоприношения всесильному богу солнца Яриле.

 

Краткий экскурс в историю. История города весьма типична для русских городов. В 1152 г. Юрием Долгоруким была основана крепость "Кострома", первое летописное упоминание о городе - 1213 г. В XIII веке на город многократно нападали татары. В XIV веке город сделал неправильную ставку - поставил на тверского князя Михаила в его борьбе против Москвы за великое княжение. За что и был разгромлен московскими войсками. В 1375 году Кострому разоряют новгородские ушкуйники, которые приплыли на ладьях по Волге. В 1413-1416 годах на левом берегу Волги у впадения в нее реки Костромы закладывается новая крепость. В 1609 г. Ипатьевский монастырь захвачен сторонниками Лжедмитрия II и становится их опорной базой. После шести месяцев осады монастырь освобождают. В 1613 г. Ипатьевский монастырь является резиденцией Михаила Романова - именно здесь начинается 304-летний марафон царского дома Романовых, а монастырь будет считаться их фамильной святыней.

 

Памятник Ивану Сусанину

Кстати, центральная площадь города названа по имени Ивана Сусанина не случайно. В 1613 г. Земский собор в Москве избрал царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова, который вместе с матерью, инокиней Марфой, скрывался в это время от Польско-Литовских интервентов не в Ипатьевском монастыре, а в своей вотчине - деревне Домнино, что неподалеку от Костромы. И вот в Домнино появляется польский вооруженный отряд, которому была поставлена задача убрать претендента на русский престол Михаила Романова. Что было дальше, знает каждый школьник - домнинский крестьянин Иван Сусанин вызвался показать полякам, где находится будущий царь и завел доверчивых оккупантов в непроходимые болота. Поляки хоть и убили Сусанина, но выбраться обратно так и не смогли.

 

XVII век - город становится крупным ремесленным центром, третьим по экономическому положению городом после Москвы и Ярославля. Сильно развито мыловарение и каменное дело (Костромские мастера строят собор в Измайлове - на Серебряно-виноградном пруду - в резиденции царя Алексея Михайловича, патриарший собор в Кремле, Георгиевскую церковь на Полянке). Кроме того, известнейшая иконописная артель Гурия Никитина расписывает Данилов монастырь в Переславле, Успенский собор в Ростове, церковь Ильи Пророка в Ярославле, Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале и, естественно, Троицкий собор Ипатьевского монастыря Костромы.

В 1773 г. во время пожара уничтожены почти все деревянные строения центральной части Костромы. Существует легенда, что когда Екатерину-II спросили, какой бы она хотела видеть Кострому, она развернула свой веер. В результате план города является "веерным" - от центральной площади имени Сусанина раскрыт полукругом веер улиц.

 Сусанинская площадь и окрестности

Но хватит истории, пора рассказать о том, что можно сейчас увидеть в городе. В принципе, исторически интересные места расположены весьма компактно. Центром города является Сусанинская площадь с расположенными на ней зданиями пожарной каланчи, гауптвахты, зданием дворянского собрания, особняком героя войны 1812 г. генерала Сергея Степановича Борщова, зданием присутственных мест. А с другой стороны площади - ближе к Волге расположены множественные торговые ряды. Торговых рядов очень много: хлебные ряды, большие Мучные ряды, Дегтярные ряды, малые Мучные ряды, Красные и Мелочные ряды, Гостиный двор, Рыбные и мучные ряды, Масляные ряды. Прониклись? Вот то-то! Отмечу, что символом города является как пожарная каланча, так и вид на Гостиный двор со стороны Сусанинской площади (его можно увидеть в заставке программы "местное время" на РТР).

  Красные и мелочные ряды. Церковь Спаса в рядах  Красные и мелочные ряды  Красные и мелочные ряды. Церковь Спаса в рядах

Красные и мелочные ряды выглядят весьма необычно - внутри достаточно типичных торговых рядов со строениями-лавками над одними из ворот, что ближе к Волге, возвышается церковь Спаса в Рядах. Вижу такое впервые. Красиво.

Каланча  Здание гауптвахты  ул. Симановского  Что бы это значило?  ограда здания гауптвахты  Пожарная каланча    Так выглядел памятник Романовым и Сусанину до прихода коммунистов к власти    ул. Советская

Самое бросающееся в глаза здание на Сусанинской площади - пожарная каланча, она недавно отремонтирована и смотрится очень красиво. Если пройти гордуму и здание масляных рядов и повернуть на ул. Чайковского, то мимо парка, на территории которого в стародавние времена располагался кремль, можно спуститься к Волге, к речному вокзалу и беседке Островского. 

Вид из беседки Островского  Дорога к беседке Островского  беседка Островского 

   

С террасы парка, который расположен достаточно высоко над Волгой, открывается очень красивый вид, это место является одним из самых любимых мест костромской молодежи по распитию пива и более крепких напитков вечером. И в парке этом находится очень необычный памятник... нет, не Джузеппе Гарибальди... и не Шарлю Де Голлю, а... правильно... В.И.Ленину. Ильич стоит на постаменте, который стилизован под церковь. У меня большое подозрение, что это постамент от какого-то совсем другого памятника. С каких то ракурсов головы Ленина не видно, а видна только рука. С других ракурсов видно, кем является вождь пролетариата - эдакий "злобный карлик" с длиннющей рукой.

 Рядом с мелочными рядами нас порадовала растяжка "Клуб китайского летчика Лау Джа" - такой вот плагиат по-костромскому.

  вид на Сусанинскую площадь от памятника Сусанину  Детский театр  Детский театр

Что касается местных сувениров... Издревле местным промыслом являлся лен. Соответственно, можно купить разные изделия из льна - рубашки, футболки - "кольчуги", полотенца, скатерти, штаны,... То, что льняная одежда - это очень хорошо и экологично - говорить излишне. Вещи есть и откровенно убого пошитые, а есть и очень приличные... Купив себе 3 льняных рубашки с коротким рукавом я нисколько не пожалел - это не только сувенир, в них можно ходить, хотя пуговицы дешевые и пошиты они не лучшим образом... Цена вопроса 500-600р за рубашку. Добавить бы еще рублей 50 на пуговицы и все было бы отлично! Замечу, что имеющиеся у меня льняные рубашки (специально сейчас посмотрел) итальянского, голландского и немецкого производства пошиты и смотрятся на порядок лучше при цене всего в 2-3 раза выше. Покупать или не покупать - решайте сами... Купить в качестве сувенира - вполне... а носить все же лучше то, что качественно сшито. Хотя для дома и в качестве летне-пляжной одежды вполне приемлемо. Это моя непатриотическая потребительская позиция, можете ее вовсю критиковать.

Ковбойские мысли серьезны

По поводу других льняных изделий, как то всякие скатерти, полотенца, халаты и даже шапки и шляпы - не присматривался. Зато Мишка купил себе шляпу типа "ковбойская", в которой потом (об этом ниже) позировал с хлыстом в руках и коровами на заднем плане. Основные места продажи льняных товаров - пристань рядом с беседкой Островского и площадь перед Ипатьевским монастырем. Есть еще магазин в торговых рядах, рядом с детским миром, но там в основном продают скатерти, полотенца, занавески...

 

Обход центра города можно завершить у улицы с красивым сказочным названием "Молочная гора", спускающейся к Волге и расположенному рядом новому памятнику Ивану Сусанину. Обратите внимание на ресторан "Славянский", расположенный по адресу ул. Молочная гора д.1 - это ресторан "живого пива" - в нем есть своя пивоварня, в зале стоят блестящие хромированные ее части от которых идет трубопровод... нет, точнее пивопровод к стойке бара. Само пиво весьма необычно. Я ожидал чего-то вроде не фильтрованного Паулянера или Францисканера, а оказалось совсем другое, более молодое что ли, хмельное с одной стороны и освежающее, с другой, пиво... Настоятельно рекомендую всем посетить этот ресторан, да и цены там по Московским меркам просто демпинговые.

  ул. Молочная Гора

 

К Богоявленскому Монастырю по ул. Симановского

Теперь дальше. В одном квартале от Сусанинской площади расположен Богоявленский монастырь. Рекомендую прогуляться до него пешком по улице Симановского, что между пожарной каланчей и гауптвахтой. Примерно посредине квартала обратите внимание на зеленый деревянный дом справа - очень красивый, мы его долго рассматривали. 

     

Перед пересечением с ул. Пятницкой справа расположены два дома, находящиеся в весьма запущенном состоянии - Третьяковские доходные дома. Третьяковы - старинный судиславский род купцов-раскольников, торговавших "сельским товаром", кроме того, они закупали в Москве шелк и галантерею и сбывали на ярмарках в провинции.

В Третьяковских доходных домах до революции размещались учреждения (например, казенная палата), конторы и представительства компаний, отделения банков,... а обеспеченным жильцам сдавались и отдельные квартиры. Т.е. это был практически бизнес-центр в современном понимании. И.П.Третьяков умер накануне революции, в ходе которой дома были изъяты у его наследника: один из них занял губвоенкомат, а другой, угловой, получил название "Дома союзов", т. к. в нем разместились губернский профессиональный совет и губотделы отраслевых профсоюзов. Ну понятно, что где советская власть, там и разруха, запустение и прочие ее атрибуты. В результате сейчас мы имеем то, что видим.

Третьяковские дома  Третьяковские дома  Третьяковские дома  Третьяковские дома  Третьяковские дома

Сразу за перекрестком с Пятницкой улицей начинается стена Богоявленского монастыря. Монастырь (первоначально он являлся мужским) был основан родственником и учеником Сергия Радонежского старцем Никитой в первой половине XV в. Монастырь прикрывал центр Костромы с севера и был не только культовым, но и оборонительным сооружением - его обнесли частоколом. Хотя Казанское ханство в середине XVI века пало, набеги на Кострому непокоренных татар и прочих черемисов продолжались. Как раз в это время в монастыре, бывшем до сего момента деревянным, начинается каменное строительство. 

В сентябре 1848 г. Кострому постиг очередной страшный пожар, распространившийся по всему городу. Жители пытались укрыться в Богоявленском монастыре, но огонь перекинулся и сюда, отрезав погорельцев от ворот. Горели и деревянные "ходы" на высоких стенах. Сотням людей, оказавшимся в ловушке, грозила опасность сгореть заживо - им пришлось спешно делать проломы в северной стене и выбираться через них наружу. От монастырских строений остались одни черные обгорелые стены - сгорели 4 храма и 6 каменных корпусов. От сильного жара местами осыпался подземный ход, проложенный от Богоявленского монастыря к реке Костроме, его потом полностью засыпали. В огне погибло фактически все имущество монастыря, в том числе содержимое ризницы, уже в XVII в. рассматривающейся как музей, наполненный богатыми и ценными в художественном отношении дарами. Среди даров этих был и вклад 1613 г. князя Д.М.Пожарского. Погиб и богатейший монастырский архив.

.       

Монастырь был упразднен, остатки его строений предполагалось разобрать. Его разборка уже началась, однако вмешались непредвиденные обстоятельства - на защиту замечательного памятника древней архитектуры выступили широкие круги костромичей. Судьба ансамбля решалась целых полтора десятка лет (все это время он стоял в руинах, зримо напоминая горожанам о стихийном бедствии), пока, наконец, в 1863 г. сюда не были переселены монахини Анастасиина монастыря. Так монастырь стал женским и стал отныне именоваться Богоявленско-Анастасииным женским монастырем. Его тогдашняя игуменья, мать Мария, в миру Софья Дмитриевна Давыдова (скончалась в 1889 г., пережив вдобавок и большой пожар 1887 г.), обладала незаурядными организаторскими способностями, что помогало сравнительно быстрому восстановлению старых и возведению новых зданий и благоустройству территории (были разбиты великолепные цветники). Число монахинь достигало 400 - они вели довольно прибыльное хозяйство.

Ну а дальше революция и все как всегда - в 1918 г. монастырь лишился статуса юридического лица, монахинь разогнали, в соборе разместился губернский архив, а в корпуса въехали семьи рабочих-текстильщиков. Дальше 70 лет разрухи и только сейчас монастырь восстанавливается. сносятся стоящие рядом уродливые деревянные бараки,... Как выглядит монастырь сегодня видно на фотографиях.

Вернувшись на Сусанинскую площадь, не пожалейте 10-15 минут и прогуляйтесь по "Проспекту мира". Под этим грозным названием скрывается тихий бульвар с расположенными на нем дореволюционными особняками. Здесь и Костромской драматический театр, и бывш. Романовский музей в стилизованном русском стиле, построенный к 300-летию дома Романовых и открытый в 1913 г. Здесь и чудом сохранившиеся в эпоху революции и советской власти особняки.

 

Ипатьевский монастырь

Теперь далее - к Ипатьевскому монастырю. Он является самым исторически значимым туристическим объектом города. Именно в нем началась история рода Романовых, как царского рода. Кстати, чекистско-коммунистическая шваль, как это ни странно, была суеверна. Чем еще объяснить, что убийство царской семьи произошло в Екатеринбурге именно в доме Ипатьева?!

Монастырь находится на другой стороне реки Кострома, в месте слияния ее с Волгой. Мост, ведущий к монастырю, напоминает своими изгибами мост в славном городе St. Nazare, что в месте впадения реки Луара в Атлантический океан. Не буду утомлять читателя историческим экскурсом - все можно почитать в путеводителях и по приведенным мною ссылкам. Приведу лишь несколько сухих фактов. Монастырь был основан в 1275 году князем Василием Квашня (по другим данным - в 1330 году татарским князем Четом, который после крещения принял имя Захарий). От Чета ведут свою родословную бояре Годуновы. Знаменитая Ипатьевская Летопись (основной источник сведений о древней Руси) происходит из библиотеки, собранной Годуновыми. В 1613 году к Михаилу Федоровичу Романову, скрывающемуся на территории монастыря от поляков, приехала делегация из Москвы с просьбой стать царем - Михаил Федорович подумал-подумал, и согласился... Этим и кончилось т.н. "смутное время" и началось 304-летие дома Романовых.

Мост. Ну очень напоминает St Nazare  вид на монастырь через реку  у стен монастыря  вход  вид от входа на звонницу    стены Нового Города  панорама монастыря с моста

Монастырь отреставрирован и находится в хорошем состоянии. Месторасположение его очень живописно. Обязательно пройдитесь по мосту - открывается красивая панорама монастыря, вы наверняка сделаете несколько красивых кадров. А если подняться на звонницу, то вид на золотые головки Троицкого собора вам обеспечен.

Вид со звонницы на Троицкий собор    Вид со звонницы на Троицкий собор  Вид со звонницы на Троицкий собор и слияние рек Волги и Костромы    вид на Новый Город    Звонница

Состоит Монастырь из двух частей: Старого города и Нового города. На территории старого города расположены все основные сооружения монастыря, он был построен в 1586-1590 гг. на средства Годуновых. Новый же город был пристроен к старому через полвека в 1642-1643 гг. по распоряжению и на средства Михаила Романова.

Главное сооружение монастыря - Троицкий собор. Первоначально он был построен в 1586-1590 гг. по указу Бориса Годунова на месте деревянного храма, его стены расписали фресками. Монастырь в те времена имел ярко выраженное оборонительное значение, а в подвале Троицкого собора хранили порох. Это и сыграло роковую роль - в 1649 г. собор взлетел на воздух. Отстроен заново он был в 1652 г, а через 30 лет, в 1684 г. храм расписали мастера уже упоминавшейся выше артели Гурия Никитина. До нашего времени в первоначальном виде сохранились лишь фрагменты росписей, так как в начале ХХ века очень многие фрески были "обновлены".

Троицкий собор  Троицкий собор  Троицкий собор                -

Напротив алтаря, над западным входом находится изображение страшного суда. На нем присутствует сцена совращения монахов, когда бесы приводят им развратных женщин и приносят вино. Вот это по-нашему! Странно только, что такой призыв к нормальной человеческой жизни не был сразу замазан церковниками.

В подклете собора находятся т.н. "гробовые палаты" - это семейная усыпальница Годуновых, там же похоронены родители Бориса Годунова. А рядом находится звонница, которая построена тоже на деньги семьи Годуновых - еще раз рекомендую подняться на нее.

палаты Романовых

При входе в Старый город справа расположены "палаты Романовых". В них жил вместе с матерью - инокиней Марфой (она же Ксения Ивановна Шестакова) мальчик Михаил по фамилии Романов. Однако в те стародавние времена палаты выглядели совсем иначе. Перестроил их в 1863 г. по образцу царских теремов Московского Кремля архитектор Рихтер. Понятно для чего - они должны были стать как можно наряднее - ведь это колыбель царской династии. Ну что получилось - то получилось, не нам судить Рихтера - не он бы это сделал, так кто-нибудь другой.

Что касается Нового города - вход туда сейчас закрыт. Да, в принципе, это и правильно - на территории его нет ничего особо выдающегося. В советские времена там размещался музей деревянного зодчества, который был позже перевезен на примерно километр и сейчас располагается за монастырем. 

Рядом с монастырем стоит привезенная деревянная церковь Собора Богородицы 1552 года постройки - доступ в нее закрыт. Рядом располагается очень симпатичный современный жилой дом со стилизацией под русский стиль. Очень красиво и необычно, чувствуется вкус и стиль хозяина. Ну и завершает композицию этого квартала Церковь Иоанна Богослова.

стильный современный дом  стильный современный дом        церковь Иоанна Богослова

Если обойти Ипатьевский монастырь, то дорога приведет к музею деревянного зодчества. Туда свезены из сел Костромской области несколько деревянных церквей (издалека смотрятся красиво) и жилые дома. Зайдя в некоторые из них поражаешься, насколько же убого жили даже весьма небедные люди того времени в провинции (купцы, например) к концу XIX века - и скотина, и сам под одной крышей, маленькие комнаты, полное отсутствие интерьеров и дизайна, как класса. Единственное, что было - это резьба снаружи этих убогих изб. А при этом в Москве, Питере, да и в других местах, например в глухой деревне Муромцево под Владимиром, строились дворцы и усадьбы.

Церковь Воскресения на Дебре

 

     

Ну и надо упомянуть про на мой взгляд последний значимый памятник города - это церковь Воскресения на Дебре (1645-1651), что рядом с мостом через Волгу на территории бывшей кожевенной слободы. Это единственно сохранившаяся церковь в Костроме, которая построена не на деньги царей или бояр, а на деньги богатых купцов. Заказчиком строительства выступал купец Кирилл Исаков, торговавший краской. Церковь очень нарядна и празднична. А шашечками ее раскрасили гораздо позже - в конце XIX века во время очередной перестройки. Внутри так же применила свое мастерство артель Гурия Никитина.

 

Наш след в Костроме

Ну вот, в принципе, и все о нашем первом посещении Костромы. Погуляв по городу, насладившись его видами, отметив про себя множество красивых девчонок и пообещав себе сюда вернуться, короче говоря, оставив свой след в Костроме,  мы направились дальше. С идеей заехать в Тутаев мы распрощались еще предыдущим днем, а вот идея посмотреть быстренько Углич и вернуться в Москву вечером второго дня в нас еще жила.

 

Продолжение отчета        К оглавлению отчета        К другим отчетам о путешествиях        На главную страницу

Hosted by uCoz